Автор: Gloria Gerda Griffon
30 Лип. 2019

Родиться художницей: Катерина Билокур

Родиться художницей было счастьем и несчастьем Катерины Билокур. Как для человека, которому суждено было жизнь прожить в украинском селе, ей выпал самый кошмарный промежуток времени – с 1900 по 1961. Революция, война, продразверстка, коллективизация, голод, война, оккупация, снова война и снова голод и послевоенная нищета. Сюда же каторжная, фактически крепостная, работа в поле. До выдачи паспортов колхозникам Катерина Билокур не дожила.

.


.

И всю свою жизнь она в буквальном смысле боролась за свое право на творчество. Маленькой девочкой рисовала угольком на кусочках холстины, потом стирала их и рисовала снова. Она сама себе делала кисточки из кошачьей шерсти и краски из стебельков травы, свекольного сока, толченых косточек вишни. Родители отбирали у Кати карандаши, считая это блажью, а односельчане считали ее, по меньшей мере, странной.

.

.

Когда ровесницы выходили замуж, миловидная работящая девушка отказывала всем сватам, потому что понимала, о рисовании ей придется забыть навсегда. Прослышав в 22 года о техникуме керамики в Миргороде, она поехала поступать, но с ней никто даже не стал разговаривать, потому что у абитуриентки не было аттестата об окончании школы. Она просто никогда в ней не училась, до всего доходила сама, жадно впитывая любые знания.

.


.

В 34 года Катерина хотела утопиться, и когда ее вытащили из речки, отец наконец-то махнул рукой и официально разрешил ей «малевать». Катерина Билокур была одержима рисованием, предана ему фанатично, неистово, до такой степени, что считала изобразительное искусство святым делом.

.


.

В 40 лет, услышав по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко, она отправила ей свой рисунок калины. Просто удивительно, что он попал в руки певицы, и та захотела найти уникальную художницу. Наверное, это был единственный счастливый случай в судьбе Катерины Билокур.

.

.

Ею заинтересовались, и в 1949 году она даже стала членом Союза художников Украины. Но для советской системы творчество Билокур всегда было самодеятельностью. «Работы колхозницы из с. Богдановка Киевской области», такой подписью всегда сопровождались ее картины на выставках. В том числе в Париже, где, увидев их, Пикассо пришел в восторг.

.


.

Но это ничего не изменило в судьбе художницы. Она все так же продолжала тяжко работать в колхозе, и когда ее коллеги по творческому союзу просили партийное руководство выделить Катерине Билокур жилье, чтобы она могла заниматься живописью, ответ был примерно следующим, «пока она колхозница из Богдановки, она интересна, пусть там и сидит».

.


.

Там и сидела, вырывая у жизни редкие часы на творчество. Катерина Билокур никогда не делала эскизы, рисуя сразу начисто. И почти всегда — цветы, которые никогда не срывала. За всю жизнь художница, сегодня признанная одним из самых выдающихся представителей примитивного искусства в мире, написала около 100 картин. Большинство из них не сохранилось.

.


.

Оксана Забужко в исследовании "Катерина, или философия молчаливого бунта", назвала манеру живописи Билокур «уникальным образцом светской иконописи».

.

.
Автор: Gloria Gerda Griffon

Рекомендуємо почитати

62% ІТ-рішень орієнтовані виключно на бізнес — дослідження Lenovo

Волшебные витрины Tiffany

Як Різ Уізерспун, Марго Роббі та Шарліз Терон увійшли в список Forbes завдяки фемінізму