Компания французского миллиардера Бернара Арно еще в 2008 году купила британского производителя яхт премиум-класса Princess. За последние 11 лет судостроитель пережил кризис, сокращение операционной прибыли, уход в минус и возрождение.
.
.
Компания Princess занимается строительством яхт в британском городе Плимут с 1965 года. В 2008 судостроителя приобрел консорциум из трех компаний, связанных с французским миллиардером Бернаром Арно (№4 в списке Forbes), – его собственного инвестиционного фонда Groupe Arnault, возглавляемой им LVMH (владеет брендами Louis Vuitton, Christian Dior, Givenchy и другими) и подконтрольного компании инвестфонда L Capital. Первое время все было хорошо, и до 2011 года операционная прибыль верфи росла, но потом финансовые показатели компании начали постепенно снижаться и резко рухнули по итогам 2014 года – выручка упала почти до нуля. Следующий год стал худшим для компании: убытки производителя составили £19 млн. В 2016-м ситуация чуть выправилась, но компания осталась убыточной. Новое руководство осознало, что нужно что-то делать.
.
В январе 2016 года LMMH и Groupe Arnault объявили о создании совместного предприятия с американским инвестфондом L Catterton, в ведение которого перешла и Princess. Вскоре после закрытия сделки в Princess пришел известный в автоиндустрии топ-менеджер Энтони Шерифф, который перевернул плачевную ситуацию.
.
.
Как собрать яхту вручную
.
Отличительной чертой Princess стала в буквальном смысле ручная сборка яхт. «Когда я пришел, то подумал: «У нас невероятное предприятие с людьми, которые работают здесь по 50 лет. Мы делаем все сами, мы до нелепости вертикально интегрированы», — рассказал Шерифф. Вскоре он понял, что никто «в округе 200 миль» не способен решить задачи Princess, ручная сборка стала главной маркетинговой линией компании. «Наш бренд – больше не Princess, теперь это «Princess, crafted in Plimouth» («Princessm собрана в Плимуте»), — цитирует Bloomberg.
.
Около 75% и больше каждой яхты Princess производится на месте, вплоть до проводов и топливных баков, утверждает Шерифф. «У нас действительно есть маленькие старушки и старички, молодые мужчины и молодые женщины, которые делают все. Приходят клиенты и видят не просто лодку, которую собирают из купленных деталей, но видят, как листы дерева приходят к нам и превращаются в эту прекрасную мебель», — заявил топ-менеджер. О яхтах Шерифф по-прежнему говорит автомобильными терминами. Например, R35 он описывает как «наш морской эквивалент суперкара».
.
.
Эпоха возрождения
.
В 2017 году Princess впервые после трех лет слабых показателей вновь показала прибыль, в 2018 году она выросла более чем в три раза – £30 млн при выручке £340 млн. Заявки на яхты расписаны до 2020 года, а в компании работают около 3 200 сотрудников, что делает Princess одним из крупнейших производителей Великобритании, обогнав Aston Martin.
.
«Эту компанию полностью перестроили, используя инвестиции как катализатор, — заявил профильный журналист Дэвид Робинсон. – Они ускорили разработку моделей, обновили производственные мощности, усилили маркетинг и расширили международную сеть распространения. Результат налицо».
.
Шерифф уверен, что яхтой вскоре сможет управлять каждый, благодаря развитию технологий. «Если вы знаете, как водить [Ford] Fiesta, вы умееть водить McLaren», — приводит автомобильное сравнение топ-менеджер. «С яхтами то же самое – они стали менее пугающими. Вы хотите оставаться на месте? Просто нажмите кнопку, она зафиксирует GPS-координаты – неважно, какое течение, она не сдвинется».
.
Другой тренд, который положительно влияет на яхтенный бизнес, – стремление к одиночеству, говорит Шерифф. «Люди покупают их, потому что им нравится проводить время в тихом месте с их семьей, где дети не могут убежать. Яхты отвечают этой концепции, если у вас есть деньги: вместо частных самолетов и прочего, вы плывете прочь на лодке и первоклассно проводите время», — отметил топ-менеджер.
.