Автор: Богдан Федун
19 Мар. 2019

Клод Моне. О великом поиске света

«Все обсуждают мое творчество, делая вид, что понимают его. Будто бы оно нуждается в понимании… Оно просто нуждается в любви» - Клод Моне

Как можно понять любовь или грусть? Как можно понять разумом чувства и эмоции? Скорее всего, никак. Зато талантливый художник может передать свои эмоции на холсте. А великий мастер кисти может заставить вас ощущать то же, что и он, при взгляде на его картину. Именно таким мастером и был француз-импрессионист Клод Моне.

Своей славой города искусства и богемы Париж обязан именно таким людям, как Оскар Клод Моне. Именно в городе, который нужно «увидеть и умереть», родился будущий отец-основатель импрессионизма. Его работа «Кувшинки в цвету» (1917 год) была продана за безумные $84,69 миллионов на аукционе Christie’s в нынешнем 2018-ом. Но начинал свой путь художника Клод отнюдь не так масштабно. В 14 лет он начал рисовать карикатуры на своих знакомых и просто жителей города Гавр, куда переехал с родителями из Парижа. Эти работы Моне продавал по 15-20 франков – и нужно сказать, они пользовались довольно большой популярностью в городе. Таким образом, подросток зарабатывал себе на карманные расходы – родители не слишком баловали его.

«Кувшинки в цвету» (1917 год) была продана на аукционе Christie’s в 2018 году за $84,69 млн.

Мы могли бы так и не узнать о Моне-художнике, а веселые шаржи Моне-карикатуриста были бы вскоре забыты. Но судьба свела Клода с его будущим учителем Эженом Буденом – тогда уже весьма известным художником. По стечению обстоятельств, его картины продавались в той же лавке, что и карикатуры Моне. Предложение Будена рисовать на открытом воздухе изменило карикатуриста. Он вернулся в Париж, чтобы стать настоящим художником.

Моне и зарождение импрессионизма

Вторая половина ХІХ века стала своеобразным стартером бешеного маховика изменений в науке, социальной и культурной жизни человечества. Искусству было тесно в устаревших рамках прошлого. И одним из первых «разрывов» этих рамок стал импрессионизм. Раньше ниша «современного высокого искусства» принадлежала исключительно реализму. Это касалось и литературы, и изобразительного искусства.

«Неакадемичные» работы Моне сначала вызывали недоумение у большинства критиков. Вместо «фотографической» передачи картинки он передавал свои эмоции. Не застывшие объекты, полные описательных деталей, а выхваченное из увиденного мгновение, впечатление от общей картины пейзажа, капель дождя, порывов ветра и солнечного света. Именно передача солнечного света стала визитной карточкой Моне. Известно, что на вопрос о сюжете одной из своих картин он ответил: «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, – это свет». Более того, Клод рисовал только при свете дня и ложился спать с заходом солнца. «Когда уходит свет, мне кажется, что я умираю», – говорил он.

Три главных слова, которыми можно охарактеризовать творчество Моне – «свет», «впечатление» и «свобода». И так же, как все те, кто свободен от творческих предубеждений, Клод Моне столкнулся с неприятием общества.

«Впечатление. Восход солнца» (1874 год)

«Впечатление. Восход солнца» (1874 год) – так называлась картина, ставшая «матерью» импрессионизма. Критик, имя которого помнят только специалисты, написал шутливо-издевательскую статью, где присутствовала, фраза: «Обои – и те смотрелись бы более закончено, чем это "Впечатление"!». Статью он назвал «Выставка впечатлистов (импрессионистов)». Придуманный им неологизм и стал названием для нового стиля искусства.

Экспрессивные и на первый взгляд небрежные мазки Моне были чужды критикам и более закостенелым коллегам. Но были и те, кто разделял его подход к искусству. Неформально Моне стал лидером движения импрессионистов, среди которых был и великий Пьер Огюст Ренуар.

В ярких бликах эмоций…

Разумеется, «Восход» не был первой значимой работой мастера. Ею стала «Камилла или портрет дамы в зелёном платье», написанная в 1866 году. На нем он запечатлел свою возлюбленную, которая спустя четыре года стала его женой. Она умерла от туберкулёза через 9 лет. За пять дней до ее смерти пара обвенчалась. Моне, посвятивший жене много работ, очень горевал о потере. Также он пережил и свою вторую жену Алису Ошаде, с которой пробыл в браке с 1892 по 1911 годы. Пережил Клод Моне и старшего из своих сыновей Жана, умершего в 1914-ом.

«Камилла или портрет дамы в зелёном платье» (1866 год)

Несмотря на столько грустных страниц в биографии, стоит отметить, что Моне, особенно в первой половине своей жизни, был очень жизнерадостным человеком. Возможно, даже слишком. Он любил веселье, хорошую гульбу и роскошь. Из-за чего не раз попадал в неприятные истории с кредиторами. Часто они забирали его картины и продавали их по бросовой цене в качестве компенсации. Однажды художник даже порезал около двух сотен своих работ, чтобы их у него не отняли. Полотна реставрировали и пустили с молотка. Дорогая одежда для себя и жены, кормилица для детей, реки дорогих вин и ликеров – импрессионист знал толк в расточительстве. От своего друга художника с похожей фамилией Мане он получил прозвище «водный Рафаэль» – Клод писал работы на собственной, оборудованной под студию, лодке. Примечательно, что за два года до этого, в 1872-ом, он просил у того же Мане взаймы, ссылаясь на болезнь жены (на тот момент выдуманную). Или просто просил денег, так как «ни булочные, ни мясные лавки уже не дают в кредит».

Взлеты и падения, достаток и нищета, радостные чувства и отчаянье – все это приносит яркие эмоции. Возможно, это одна из причин, по которой картины Моне так чувственны и так востребованы по сей день. Но кроме искусства и тяги к красивой жизни у великого художника была еще одна страсть – садоводство. «Мой сад – мое лучшее творение», – говорил он.

На картинах мастера тоже очень много цветов и всяческой растительности. Чаще всего Моне ассоциируют с изображением природы. Он и вправду был мастером ландшафтного пейзажа. Но на самом деле Моне не ограничивался этим. Во время жизни в Лондоне, куда он сбежал от франко-прусской войны 1870-1871 годов, Моне нарисовал немало городских пейзажей. Туманная столица Британской Империи с ее хмурыми, но колоритными пейзажами не оставила его равнодушным. Кроме того, позже, уже во Франции, Моне увлекся изображением вокзалов и поездов – его влекло все новое. «Каждый день я обнаруживаю все больше и больше прекрасных вещей», – говорил он. Ему даже удалось договориться с начальником станции, чтобы поезда останавливали по его требованию. Так было проще «поймать» именно то мгновение, которое хотел передать на своем полотне художник.

Живой характер и любовь к смене обстановки не мешали Моне быть усердным и усидчивым в работе. Он много работал и был очень «плодовитым» художником. Точное число его работ неизвестно, но их тысячи!

Кроме новаторства в подходе к самому изображению и технике, Клод Моне изобрел еще один творческий прием. Он работал над одним и тем же объектом при разном освещении и разной погоде. Одна из первых картин, написанная таким образом, – «Стог сена» (1890 год) была продана на аукционе Christie’s в 2016 году за $81,45 миллионов. В общей сложности, картины Моне затянут едва ли не на миллиард!

«Стог сена» (1890 год) была продана на аукционе Christie’s в 2016 году за $81,45 млн.

Полотна Моне завещаны галерее французской Академии изящных искусств. Ведь наследников у импрессиониста нет. А сад Клода Моне в Нормандии стал местом впечатлений для тысяч туристов. Там, как и при живом художнике, благоухают тысячи цветов и растений, которые он так любил. В том числе и лилии в пруду. Моне писал их тысячи раз. В этих картинах сочетается всё то, что он так любил: спокойная вода, блики света и цветы. Он описывал все это так же эмоционально, как и рисовал: «Представьте чистую воду и колышущуюся посреди неё траву. Смотреть на это потрясающе, а попытки нарисовать это достаточно, чтобы свести вас с ума…»

 

Просмотров: 46

Рекомендуем почитать

Бекстейдж интервью Натальи Федорченко, генерального продюссера телеканала 8 канал

Самые трогательные фото королевской семьи

Видео обзор MILLION magazine №1