Автор: Богдан Федун
30 Сен. 2021

Легендарная Заха: сквозь пространство к звездам

Ее архитектурный стиль неповторим. Ее образы переносят сознание в другие галактики и измерения. Она точно знала, что такое будущее и, похоже, видела его картины. Она не могла творить серо и привычно. Ведь была рождена для того, чтобы изменить нынешний мир на тот, который многие видели только во снах… 

«Важно создавать нечто новое, поскольку архитектура – лицо нынешнего поколения, символ текущего момента. Именно здания создают летопись времени, по ним мы узнаем об истории людей, их образе жизни и нравах» - Заха Хадид.

«Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только какого-то одного?»

Заха Мохаммад Хадид - уроженка Ирака и подданная Великобритании. Родилась в 1950 году в семье политика и художницы. Видимо, поэтому в юной Захе гармонично сплелись два таланта: рациональный математический и свободный художественный. На любовь к проектированию зданий сразу же повлияла и богатейшая история ее родины: овеваемые песками и затерянные среди болот города древних цивилизаций Междуречья - Шумер, Вавилон, Ассирия. Сколько там истории, мудрости поколений и скрытых тайных знаний! Все это влилось в Заху и начертило ее неизбежный путь и жизненную миссию.

Начало… После школы, в столице Ливана – Бейруте, в местном частном американском университете Заха проходила обучение математике. Укрепив этот талант, девушка в 22 года переезжает в Англию, Лондон, для изучения архитектуры в Школе архитектурной ассоциации. Учителя Захи - Элиа Зенгелис и Рем Колхас. Именно в архитектурном бюро последнего - ОМА - по окончанию учебы и начала работать Заха Хадид. Сам Колхас считал ее «своим лучшим учеником за все время». Когда пришло время, ученица покинула своего учителя, чтобы основать собственное дело - архитектурную фирму Zaha Hadid Architects.

И сама Хадид, и ее учитель Колхас были великими художниками-авангардистами. Их работы были часто слишком смелыми, чтобы общественность дала им воплотиться в жизнь. Если говорить конкретнее, то Заха творила в жанре деконструктивизма. Необычные формы ее проектов, будто звездолеты инопланетных существ, вторгались в городские пейзажи. Неправильные углы или, наоборот, непривычно плавные, обтекаемые силуэты слишком сильно контрастировали с представлением о прекрасном широкой общественности 70-х и 80-х годов. Проекты Захи Хадид выигрывают несколько престижных архитектурных конкурсов. Ее творчество привлекает внимание коллег по всему миру. Сами архитекторы уже тогда понимают: за причудливыми творениями женщины - будущее.

«Города должны инвестировать в хорошую пространственную организацию, которая будет иметь большее влияние, нежели множество ужасных дешевых зданий».

В 1993 году воплощен в жизнь первый проект Захи - пожарная часть компании - производителя дизайнерской мебели Vitra в немецком городке Вайль-на-Рейне.

Казалось бы, не слишком значительный проект, но удивил многих. Конструкция из бетонных блоков выглядела одновременно монолитной и неустойчивой, казалась «потусторонней» и в то же время созданной самой природой как продолжение ландшафта. В том же году, тоже в Германии, был достроен еще один проект арабки - берлинский жилой дом IBA. Дальше - потрясающий музей современного искусства «MAXXI» в Риме.

Многие из их посетителей сознаются, что сами по себе эти здания и являются лучшими «экспонатами» своих экспозиций. А участие в создании проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, построенного в 2003 году, окончательно утверждают Заху Хадид в ранг мэтра современной архитектуры.

Свой неповторимый стиль она использовала при создании элементов интерьера, мебели, театральных декораций, выставочных инсталляций и даже для создания модели туфель Lacoste.

В 2005 году Заха Хадид удостоилась титула «Дизайнер года» в рамках первой выставки дизайна Design Miami. А годом ранее, в 2004-ом, стала обладателем самой престижной среди архитекторов Притцкеровской премии. Причем Хадид стала первой женщиной в истории, получившей ее!

Обучение архитекторов позволяет увидеть, что произойдёт через десять-двадцать лет.

Очевидно, что на успех архитектора повлияли не только более смелые вкусы нового времени, но и те возможности и технологии, которые оно принесло. Заха будто специально противоречила канонам. Она играла с пространством и формой, создавая «живые», «подвижные» проекты. Возможно, за этим авангардом стоит нечто более древнее. Иногда в творениях Хадид угадывается текучая плавность арабской каллиграфии, а в абстрактности форм - некая природная естественность. Глядя  на них, ты не чувствуешь желание схватиться за голову в попытке удержать на месте глаза и мозг. Она «освободила архитектурную геометрию» - писали об архитекторе в The Guardian. И, как говорилось выше, произошло это во многом благодаря новым технологиям.

Конструктивизм Захи Хадид прекрасно сочетался с параметрическим подходом к созданию проектов. С помощью вычислительных мощностей компьютеров ей удавалось создавать действительно фантастические творения.

Среди них: трамплин Bergisel в Инсбруке (Австрия)

Центральное здание завода BMW в Лейпциге (Германия)

CMA CGM Tower в Марселе (Франция)

Золотая станция метро в Эр-Рияде (Саудовская Аравия)

Мост в парке Сидун города Уси.

Международный центр культуры и искусства в городе Чанша, (Китай) и десятки других.

Одним из самых известных и знаковых проектов Захи стал Центр Гейдара Алиева.

Возведенный в 2012-ом году, он воплотил в себе самые яркие идеи архитектора и стал настоящим украшением столицы Азербайджана - города Баку. В этом же году Заха Хадид получила титул Дамы-Командора Ордена Британской империи.

Рекомендуем почитать

Жанна Луиза Кальман

Законы персонального брендинга

Дух странствий и экзотические принты в новой мужской коллекции Valentino