Автор: Екатерина Кардакова
19 Ноя. 2021

Эмоциональный интеллект: как его применить в коммуникации с аудиторией

·

Екатерина Кардакова  тренер по публичным выступлениям, помогает уверенно и естественно себя презентовать, убедительно звучать, успешно вести любые переговоры в оффлайн и онлайн формате. 27 лет на профессиональной сцене, 13 лет опыта проведения тренингов в ведущих немецких компаниях и бизнес-школах.

·
·

·

Многие исследования в социальной психологии показывают, что аудитория понимает и запоминает информацию на эмоциональном уровне. Поэтому искусство успешного публичного выступления – это целый комплекс специальных знаний, сформированных навыков и умений эффективно применять их на практике. Неотъемлемой составляющей харизматичного выступления является высокий эмоциональный интеллект. 

Распространению и изучению термина поспособствовал Дэниел Гоулман – американский психолог, признанный эксперт в нейропсихологии и ее популяризации. В своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ» он рассматривает такие вопросы, как:

      •   смысл термина и его отличительные особенности;

      •   способы измерения эмоционального интеллекта;

      •   методы управления эмоциями и многое другое.

Подробно прочитать книгу следует тем, кто стремится научиться сдерживать эмоциональные порывы, точно определять даже тщательно скрываемые чувства других и выстраивать гармоничные взаимоотношения на работе и в личной жизни. 

·

Что такое эмоциональный интеллект и главные его характеристики 

Эмоциональный интеллект – это способность не только точно идентифицировать собственные эмоции и настрой публики, но и уметь управлять ими в зависимости от цели выступления. Научившись понимать себя, удастся быстро и эффективно влиять на аудиторию. К главным характеристикам эмоционального интеллекта относятся:

      •   самосознание – умение чётко осознавать, анализировать и правильно интерпретировать собственные эмоции;

      •   владение собой – способность выражать нужные эмоции и владеть ими,  особенно актуально для критических, стрессовых или непредвиденных ситуаций (владеть – не значит подавлять, важно прочувствовать своё состояние и действовать в соответствии с ним);

      •   социальное сознание или эмпатия – умение понимать чувства других людей, действовать в соответствии с их ожиданиями и потребностями на данный момент времени;

      •   умение общаться – способность выстраивать прочные, плодотворные, долгосрочные контакты с окружающими в любых условиях.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают такими личностными чертами, как самодисциплина, ответственность, умение успешно адаптироваться к любым условиям за короткий промежуток времени. 

·

Как применять эмоциональный интеллект во время публичных выступлений 

Любое публичное выступление требует непосредственного взаимодействия с аудиторией. Без установленного контакта добиться поставленной задачи никогда не удастся. Публика закономерно отражает подачу выступающего, поэтому вся ответственность за результат возлагается непосредственно на него. Каждый спикер должен уметь настраиваться на определённые эмоции сам и погружать в то же состояние других людей. Уровень эмоционального интеллекта определяет эту способность и помогает:

      •   точно выражать собственное эмоциональное состояние 

      •   погружать аудиторию именно в то эмоциональное состояние, которое соответствует цели выступления;

      •   владеть и вести вниманием слушателей и зрителей

      •   быстро устанавливать тесный контакт с аудиторией

Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает спикеру быть результативным, гибким. Обученный оратор способен легко импровизировать, выступать ярко, убеждать и вызывать восхищение. 

·

Эмоциональный интеллект в бизнесе 

Любой бизнес, независимо от специфики или масштабов, предполагает постоянное взаимодействие с людьми – потенциальными партнёрами, коллегами, сотрудниками, клиентами, поставщиками и т.д. Главный секрет успеха долгосрочного процветания – продуктивная коммуникация.

Владельцы собственного бизнеса постоянно живут в движении, стремятся к грандиозным свершениям и развитию. В этом ритме особенно трудно справляться не только со своими эмоциями, но и быть чутким к настроению окружающих. Развитый эмоциональный интеллект – необходимое качество для руководящих должностей. 

Высокий уровень EQ помогает лидеру понять, каким его видят другие, распознать скрытые мотивы подчинённых, а при необходимости – управлять ситуацией и устранять конфликты, мотивировать сотрудников на добросовестную, продуктивную работу. Такие люди способны поставить себя на место оппонента и рассмотреть проблему с другой стороны, после чего – выбрать оптимальную стратегию реагирования и воздействовать на эмоции собеседника в соответствии с поставленной целью. 

К тому же, важнейшей частью любого бизнеса является маркетинг, который предполагает организацию продвижения, популяризации и продажи товаров или услуг. Инструментом успешного и грамотного маркетинга, в свою очередь, выступает личный бренд. Это образ, который складывается о предпринимателе в обществе, в процессе коммуникации. Высокий эмоциональный интеллект помогает сформировать о себе и своём бизнесе позитивное мнение, понять потребности и ожидания общества, в соответствии с чем успешно применять на практике соответствующие приёмы.  

Эмоциональный интеллект полезен не только во время публичных выступлений или ведения бизнеса. Эта полезная способность применима ко всем сферам жизни – от карьеры до личных взаимоотношений с близкими людьми. Обладая умением понимать себя и других, владея способами воздействия на эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, любой человек способен выстроить гармоничные отношения с родственниками и друзьями, избежать множества конфликтов.

Под руководством опытного специалиста развить эмоциональный интеллект не составит труда. А потраченное время на овладение техниками воздействия на себя и других быстро и сполна будет оправдано на практике повседневной жизни.

·

Рекомендуем почитать

Айра Велесова: «Руны – это ключ к мудрости»

iPhone 11: Apple оголосила дату презентації, що чекати?

Александр Орлов: «Кризис — это изменения и время новых возможностей»