Автор: Екатерина Кардакова
14 Янв. 2021

Харизма: дар или навык

Откуда берется харизма? Почему одного человека считают харизматичным, а другого нет? И что такое – харизма? В разные времена представление о ней менялось. Обратимся к истории.

В мифологии Древней Греции харизма означала способность притягивать внимание. Ею обладали, например, богини – хариты.

В Новом Завете термину «харизма» дается определение божественного дара, благодати. Понятие разделяли на составляющие, которые имели естественное и мистическое происхождение: умение исцелять, знать языки и истолковывать их, передавать знания.

Понятие харизмы по Максу Веберу

Немецкий философ, ученый и политэкономист начала 20 века Макс Вебер преобразовал религиозные тезисы с позиции светского человека. Он спорил с известными специалистами по истории церкви Рудольфом Зомом и Адольфом фон Гарнаком об авторитете власти, механизме принятия решений и способе подчинения власти в раннехристианских общинах.

Вебер объяснял харизму как проявление магических сил. То есть, как качество личности, которое свойственно людям одаренным, наделенным особыми способностями. Наиболее ярко они проявляются в моменты кризисов общества.

В своей работе «Хозяйство и общество» Вебер, исследуя типы власти, выделял среди других харизматическую. Он считал, что этот тип – самый революционный и нестабильный. Основанная на личных качествах лидера, такая власть возникает при социально-психологической необходимости и держится на преданности большинства общества. Безусловными харизматиками были, например, Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Клеопатра. Если рассматривать более поздние периоды истории, то можно вспомнить Ярослава Мудрого, Петра Первого, Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга. Как видно, харизматичные личности были просветителями, реформаторами, лидерами, которые вели за собой целые народы.

Современное понятие харизмы

Гуманитарная наука не пришла к единому мнению по поводу веберовской концепции харизмы. Современные исследователи разделились на два лагеря: одни считают, что харизма дана людям природой, другие – что ее можно развить.

Ко второй группе относится Оливия Фокс Кабейн. В своей книге «Харизма. Как влиять, убеждать, вдохновлять» она доказывает, что представление о харизме как о даре свыше – устойчивый миф, этим навыком может овладеть каждый. Кабейн считает, что харизма формируется из трех компонентов:

1. Присутствие. Харизматичные люди умеют концентрироваться на общении, что сразу чувствуют собеседники. В этом состоит присутствие: «здесь и сейчас». Для харизматика важна суть происходящего, он проявляет искреннюю заинтересованность

2. Сила. Сила харизматичного человека в его умении воздействовать на окружающих. Это воздействие может быть как вербальным, так и невербальным: при помощи жестов, мимики, интонации, языка тела.

3. Теплота. Она показывает, насколько доброжелателен человек к другим, а также желание позитивно влиять на мир.

Общение с незнакомым человеком начинается с оценки силы или теплоты. Первое впечатление складывается на основе невербальных признаков. Например, уверенная поза человека позволяет предполагать в нем обоснованную веру в себя, а неагрессивное дружественная поза – благожелательное расположение.

Самые харизматичные бизнесмены

Надо заметить, что харизматичные люди отлично владеют ораторским искусством. Лидеру необходимо умение выступать перед аудиторией. И не просто донести смысл, а «зажечь» людей своими идеями.

Всем известны такие личности как Джек Дорси, создатель Твиттера, Опра Уинфри, телеведущая и общественный деятель, Евгений Черняк, владелец Global Spirits, Евгений Чичваркин, предприниматель и сооснователь компании «Евросеть», Стив Джобс, сооснователь компаний Apple и Pixar. Этих людей объединяет одно: у них есть самый современный инструмент влияния и коммуникации – харизма.

В публичных выступлениях они действуют на аудиторию, умеют так провести бизнес-презентации, что им верят, и они легко находят единомышленников и последователей. И это не врожденные способности, а результат тренировки, развития навыка устных презентаций. Известно, что Стив Джобс при подготовке к публичным выступлениям репетировал перед зеркалом. То, что казалось блестящей импровизацией, на самом деле было тщательно отработано.

7 главных составляющих харизмы

Харизма есть у каждого, но не все видят в себе то, что заложено природой. Выделяют главные составляющие харизмы:

1. Обаяние: способность располагать к себе людей, не прилагая к этому усилий. Обаятельный человек ведет себя без притворства, выражает чувства, мысли открыто и понятно.

2. Энергетика: харизматичный человек обладает здоровой энергией, которой он мотивирует на действия.

3. Эмоциональный интеллект: способность чувствовать других людей. Харизматичный человек знает и понимает свои и чужие эмоции.

4. Позитивное видение мира: даже самые большие ошибки харизматичный человек воспринимает не как катастрофу, а как опыт, удары судьбы – как изменившиеся обстоятельства, которые можно обратить в свою пользу.

5. Уверенная манера держаться: вести себя естественно и свободно, с уважением к окружающим.

6. Красивая речь: харизматики владеют ораторским мастерством. Без этого невозможно говорить живо и убедительно как при личном общении, так и выступая перед аудиторией.

7.  Яркая запоминающаяся внешность, манеры, стиль. Джон Кеннеди и Билл Клинтон, Ирина Хакамада и королева Великобритании Елизавета II – обо всех этих людях можно сказать, что неординарный образ всегда выделяет их из толпы.

Вывод

Развитие харизмы под силу каждому. Но придется приложить усилия, чтобы стать по-настоящему харизматичным человеком. Это поможет влиять на людей и добиваться своих целей, найти поддержку единомышленников и выстраивать доверительные отношения с коллегами, партнерами.

Многие бизнесмены, кого сейчас считают харизматичными, в детстве были косноязычны, имели особенности речи, терпели насмешки и издевательства одноклассников. Но сложности не помешали воспитать в себе качества, которые выделяют их среди тысяч других предпринимателей.


Екатерина Кардакова - тренер по публичным выступлениям, помогает уверенно и естественно себя презентовать, убедительно звучать, успешно вести любые переговоры в оффлайн и онлайн формате. 27 лет на профессиональной сцене, 13 лет опыта проведения тренингов в ведущих немецких компаниях и бизнес-школах.

www.voice-and-leadership.kardakova.eu

Рекомендуем почитать

Lenovo начала новый финансовый год удвоением дохода

Июньские камни - это жемчуг, александрит и лунный камень

Вареники с тыквой, крабом и вялеными томатами